Типичная задача по математике, которую выпускники школ Москвы решали в 1940 году. Какие были проблемы с поступлением в ВУЗ?

Сегодня мой рассказ будет строиться на основе выпуска замечательного журнала «Математика в школе № 4», вдумайтесь, от июля-августа 1941 года. В одной из статей приводятся примеры вступительных задача в высшие учебные заведения, а также выпускных экзаменов в школы Москвы, проходивших 29 мая 1940 года.

Сама статья является ответом на прошлый материал, опубликованный выпуском ранее:

В нём отмечается, что наряду с «качественным улучшением уровня знаний, наблюдающимся у ряда учащихся хорошей записью, толковыми решениями и объяснениями» экзаменационная кампания выявила ряд недостатков и недоделок, которые легли на плечи школ, среди которых самым главным было

«большое расхождение трудностей экзаменационных задач на выпускных испытаниях в школе и приемных в Вузе»

В статье также приводится ряд типичных ошибок экзаменующихся. Особую трудность, согласно автору, в 1940 году вызывали задачи с логарифмами. А еще отмечалось непонимание многими учениками метода полной индукции (!!!). Сильно, ничего не скажешь.

Выявлено это было так: от многих Вузов стала приходить информация о том, «что часть отличников, поступивших без испытаний в ВУЗ, имеют неудовлетворительные оценки, а некоторые и вовсе отчисляются по неуспеваемости на первом курсе».

Эх, и никакой защиты персональных данных

В качестве одного из примеров приводится следующая школьная текстовая задача:

  • Из города А в город B, отстоящий от А на d километров, отправился пешеход. Спустя час вслед за ним по той же дороге отправился со скоростью, на а км/ч больше первого, другой пешеход, который успел догнать первого и возвратиться в А в то время, в какое первый пешеход успел только прийти в город B. Сколько километров в час проходил первый пешеход?
С арифметикой, впрочем, тоже бывали проблемы

Давайте решим задачку. Пусть:

  • x км/ч — скорость движения первого пешехода;
  • d/x часов -время его движения;
  • x/a часов — время, необходимое второму пешеходу, чтобы догнать первого;
  • 2x/a часов — время движения второго.

Тогда решение задачи заключается в решении уравнения:

Очевидно, верным является ответ с «+», хотя, строго говоря, надо еще проверить, будет ли числитель положительным (так и есть).

Простая задача, не так ли? В то же время авторы отмечают, что при поступлении в ВУЗ школьные отличники попадают под маховик, например, таких задач:

Кстати, обструкции из-за завышенной сложности испытаний подвергается только лишь Московский авиационный институт. Интересно, с чем это связано?

В качестве вывода автор статьи указывает на необходимость перестройки курса математики 10-го класса, развития у учеников техники вычисления, информирования учеников о программах вступительных испытаний в ВУЗы, чтобы они могли готовиться к ним значительно заранее.

И последнее, как вишенка на торте, актуальное и сейчас: «повысить ответственность школы за выдаваемые ей аттестаты».

Может, дело было только в этом? Пишите в комментариях! Спасибо за внимание! А вот такие выпускные экзамены были в царских лицеях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Математика не для всех
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: